18 февраля 2008 года,
Есть только миг

Матвей Шпаро передает по телефону.

Остановились вчера в 23.30. Широта 86° 41,215'. День трудный. Борис вперед не рвался, я тоже медленно брел, выбирая направление и стараясь обходить торосы.

Уже третьи сутки мы идем по полям, которые недавно ломались. Почти каждые 50 м встречается или канал, или трещина от полуметра до метра шириной, или гряда торосов. Через 2-3 дня будет полнолуние и, видимо, приближение Луны оказывает сильное воздействие на ледовое одеяло полярного океана. Погода хорошая, только ветер не попутный и, соответственно, дрейф идет туда, куда нам не надо. Но мы все равно держим темп и выдаем свои 10 минут широты, то есть 18 км, ежедневно.

Сегодня эта норма далась в результате адских страданий. На марше, после 6 часов работы, организм выдохся и отказывался работать. Меня всего ломало. Но потом ничего – словно некий барьер остался позади – разошелся.

За час до остановки произошел такой разговор. Говорю Борису: "Ну вот, до сорок первой минуты дойдем, и можно будет с чистой совестью сказать, что свои 9 минут мы сегодня прошли". Я это сказал, хотя прекрасно знал, что утром у нас были координаты 86° 32,200'. Но Борис снова оказался на высоте.

– Нам надо дойти до 86° 41,200'.

Я сразу почувствовал, что моя совесть никогда не будет чистой. 200 тысячных минуты – это действительно много: 360 метров.

См. также: