Маршрут.
Путешествие началось в 1999 г. и продолжалось каждый летний
сезон, с перерывами в 2002 и 2005 годах.
Задача финального сезона 2008 года – пройти участок
от Диксона до пос. Тикси, обогнув северную оконечность Евразии
– мыс Челюскин. Протяженность участка – 2500 км. При благоприятных
обстоятельствах – достичь устья Индигирки и завершить экспедицию.
Тактика путешественников проста: дождавшись наиболее благоприятных
погодных условий, быстро преодолевать участки маршрута, используя
скоростные свойства катера. Экипажу Андерса Билграма предстоит
избегать штормов, т.к. ветровые волны высотой более 1 м не
позволяют лодке выходить в режим глиссирования и значительно
снижают скорость.
Экспедиция стартовала из Дании в 1999 году. Был пройден
участок Дания – Шетландские острова – Фарерские острова –
Исландия. На следующий год удалось достичь берегов Гренландии
и обогнуть ее с юга. Таким образом, впервые на моторной лодке
была пересечена Северная Атлантика. Далее плавание продолжалось
вдоль островов Канадского Арктического архипелага. В 2001
году экспедиция прошла вдоль канадского и американского побережья
до Берингова пролива.
Летом 2003 года мореплаватели пересекли Берингов пролив
и 19 июля пришли в чукотский порт Провидения, где к экипажу
присоединился четвертый участник экспедиции Сергей Епишкин.
Начался российский этап путешествия.
Экспедиция миновала Чукотское и Восточно-Сибирское моря,
и к 30 августа достигла устья реки Индигирка. Сбои в работе
лодочных моторов, которые начались еще в Беринговом проливе,
снизили скорость, и экипаж не смог найти укрытие во время
сильного шторма. Из-за возникшей угрозы для жизни мореплавателей
и опасности потери судна, 30 августа в 5 часов утра по местному
времени Андерс Билграм принял решение дать сигнал бедствия.
SOS был принят центрами службы КОСПАС-САРСАТ. В Тикси готовился
к вылету вертолет Дальней авиации ВВС. В это же время сотрудники
МЧС Республики Саха (Якутия) выяснили, что в районе бедствия
находится сухогруз "Капитан Богатырев" Ленского
речного пароходства, который оказал помощь путешественникам.
В дальнейшем экипаж вместе с лодкой был доставлен в порт Тикси.
В 2004 году удалось пройти участок Тикси – Нижнеянск
– мыс Святой Нос. Затем катер был возвращен в Данию для ремонта.
В 2006 году экспедиция вновь стартовала из Копенгагена
от знаменитого памятника Русалочке, и пошла на восток. Путешественники
преодолели Норвежское и Баренцево моря и остановили катер
на зимовку в г. Нарьян-Мар.
Этап 2007 года стартовал 5 августа. Через неделю,
пережив один шторм в районе пос. Усть-Кара, но в основном
при благоприятной погоде и умеренном волнении катер достиг
мыса Харасавей (п-ов Ямал). К 15 августа путешественники прибыли
в Диксон, оставив позади один из наиболее опасных участков:
Обскую губу и Гыданский залив – протяженные отрезки пути на
большом удалении от берегов. Две недели Андерс Билграм и его
команда ожидали улучшения ледовой обстановки в проливе Вилькицкого.
В проливе работали ледоколы, но для небольшого катера путь
в караване судов был небезопасен. Льды не разошлись, и 11
сентября лодка была законсервирована до следующего года.
|